Как советские инженеры «скопировали» английский турбореактивный двигатель для боевых самолетов
05 февраля 2025
После Второй мировой войны пути бывших союзников по Антигитлеровской коалиции разошлись. Они начали наращивать военный потенциал, чтобы быть готовыми к схватке уже друг с другом. Одним из ключевых направлений стало развитие боевой реактивной авиации.
В послевоенный период Советский Союз обладал мощной инженерной школой, однако ему пришлось догонять авиационные достижения Запада, в частности в области реактивных двигателей. Для этого советские инженеры использовали обратное проектирование (обратный инжиниринг) на основе физических образцов, которые добывались разными путями...
Одним из крупных успехов в этом деле стала покупка английских турбореактивных двигателей Rolls-Royce Nene. Именно на их основе советские инженеры разработали турбореактивный двигатель ВК-1 (РД-45) для истребителя МиГ-15 и ряда других боевых самолетов.
Техническая фора Запада в послевоенные годы
После Второй мировой войны Советский Союз нуждался в боеспособном реактивном авиапарке. Хотя еще в 1930-е годы в СССР начались работы над реактивными двигателями, к концу войны стало ясно, что советским разработчикам не хватает технологий и опыта для создания двигателя, способного конкурировать с западными образцами.
Когда война подошла к концу, только немцы и британцы уже использовали реактивные самолеты в боевых действиях (американцы и японцы были близки к этому, но не успели). Из крупных держав заметно отставал Советский Союз.
Красная армия захватила немецких ученых, исследовательские центры и трофейные турбореактивные двигатели Junkers Jumo 004 и BMW 003 от реактивных истребителей Me-262 и He-162. Поэтому работы по созданию реактивного самолета на основе немецких двигателей велись. Однако лидером в создании мощных и компактных турбореактивных двигателей в то время была Великобритания.
Например, британский двигатель Rolls-Royce RB.41 Nene отличался высокой тягой и надежностью, что делало его лидером той эпохи. Его устанавливали в основном в истребители Hawker Sea Hawk и Supermarine Attacker для военно-морского флота.
Советские инженеры мечтали получить этот британский турбореактивный двигатель в качестве образца для собственных разработок. Министр авиации Михаил Хруничев и авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев предложили идею Иосифу Сталину. Говорят, что вождь ответил: «Какой дурак продаст нам свои секреты?».
Однако в то время британцы оказались довольно наивны. Хотя Уинстон Черчилль всегда не доверял Советам, к 1946 году он уже не был у власти – страной правила Лейбористская партия. И британцы неожиданно продали двигатели Rolls-Royce Nene Советскому Союзу. На Западе это вызвало недоумение, ведь страны находились в разных идеологических лагерях. Возможно, правительство Великобритании посчитало, что советские инженеры не смогут воспроизвести столь сложный механизм…
Как СССР получил двигатель Rolls-Royce Nene
Решение о покупке двигателей принималось на высшем уровне. Советской делегации удалось заключить выгодную сделку, открывающую доступ к новым технологиям. В 1946 году британское правительство дало добро компании Rolls-Royce на продажу 40 турбореактивных двигателей Rolls-Royce Nene в СССР.
Однако британские инженеры и политики не подозревали, что их продукцию ждали не для прямого использования, а для реверс-инжиниринга. Получив двигатели, советские инженеры сразу приступили к их изучению. Необходимо было не просто скопировать детали, но и улучшить конструкцию, а также создать собственную технологическую и производственную базу.
Сложности реверс-инжиниринга Rolls-Royce Nene
В 1947 году работа над копированием английского двигателя была возложена на ОКБ-45 под руководством Владимира Климова и специалистов Казанского авиационного завода №16. Перед инженерами поставили задачу полностью воспроизвести иностранный двигатель и как можно быстрее запустить его в серийное производство.
Советские инженеры разобрали двигатель до мельчайших деталей, сделали чертежи и схемы. Однако процесс оказался куда сложнее, чем предполагалось:
- В Rolls-Royce Nene использовались сплавы и технологии обработки металлов, которые отсутствовали в СССР. Поэтому пришлось не просто копировать, но и адаптировать двигатель под советские материалы и производство.
- Например, в конструкции Nene применялись высокопрочные сплавы для турбинных лопаток, требующие специальной металлургической обработки. Советским специалистам пришлось разработать аналогичные сплавы.
- Команде конструкторов также пришлось детально разобраться в достижениях в аэродинамике и конструкции компрессоров, которые были недостаточно проработаны советской инженерной школой.
Успех обратного инжиниринга РД-45 (ВК-1)
Итогом работы стал турбореактивный двигатель РД-45, который при запуске в серию стали обозначать как ВК-1. К чести разработчиков, он получился даже мощнее и надежнее британского оригинала. Впоследствии, адаптируя двигатель под советскую технику, инженеры разработали его обновленные версии, еще более мощные и надежные.
- Базовый двигатель ВК-1 устанавливали на самолеты Ла-176, Ла-200, МиГ-15бис, МиГ-15бис (ИШ), Як-50.
- Доработанный двигатель ВК-1А отличался повышенным рабочим ресурсом. Он стал сердцем таких самолетов как Ил-28, МиГ-17, Ту-14.
- Вишенка на торте – ВК-1Ф, первый советский турбореактивный двигатель с форсажной камерой. Его выпускали уже в 1951-1958 годах, устанавливали на МиГ-17Ф, МиГ-17ПФ.
Ключевым фактором успеха обратного инжиниринга Rolls-Royce Nene стала мощная школа советской металлургии и инженерии. Несмотря на отсутствие доступа ко всем необходимым материалам и технологиям, инженеры смогли разработать собственные аналоги.
Вторым важным фактором успеха был системный подход: копирование двигателя стало не просто инженерной задачей, а масштабной программой государственного уровня. Привлекались лучшие специалисты, обильное финансирование и доступ к богатым ресурсам Страны Советов.
Политические последствия
Использование копий двигателей Rolls-Royce Nene привело к дипломатическим последствиям. Когда Великобритания осознала, что Советский Союз не только воспроизвел двигатель, но и активно использует его в военной авиации, последовала бурная реакция. Лондон заявил о незаконности такого использования и закрыл доступ к своим инженерным разработкам. Эта история стала важным уроком для Запада: с тех пор международный экспорт передовых технологий начал подвергаться строгому контролю.
Итоги
1) Продажа Rolls-Royce Nenе стала одной из величайших технологических военных ошибок Великобритании.
2) Двигатели РД-45 (ВК-1) послужили основой для развития советской реактивной авиации. Благодаря им МиГ-15 стал флагманским истребителем СССР в 1950-е годы. Этот самолет обеспечил преимущество в Корейской войне, где доказал свою эффективность против американских истребителей F-86.
3) История с копированием Rolls-Royce Nene закрепила за советскими инженерами репутацию мастеров реверс-инжиниринга. Она также стала одним из символом эпохи Холодной войны (1946–1991), когда каждая из сторон находила способы получить преимущество в гонке вооружений.
Успех советских инженеров продемонстрировал, что даже передовой продукт можно воспроизвести и адаптировать под нужды другой страны при наличии грамотного подхода, ресурсов и поддержки государства.
Советский опыт обратного инжиниринга вдохновляет современных российских инженеров на новые трудовые подвиги. Однако из-за развала советской инженерной школы этому делу приходится учиться заново. Компания «Комплекс КАД» разработала курс «Реверс-инжиниринг в машиностроении: от ЗD-сканирования до готового изделия», где делится бесценным опытом в обратном проектировании.