Зачем нужен ГОСТ на обратное проектирование
08 ноября 2024
Реверс-инжиниринг (обратное проектирование) стал драйвером импортозамещения. За основу такого проектирования берется физический объект, например, вышедшая из строя деталь. Инженеры изучают ее, проводят необходимые исследования (замеры, анализы). В результате разрабатывается конструкторская документация, по которой можно наладить серийное производство в масштабах страны.
Однако на реверс-инжиниринг нужен регламент, чтобы компании работали по единым стандартам и правилам.
Что нужно разработки регламента
- Сформировать комиссии специалистов по каждой области или направлению промышленности, которые занимаются обслуживанием, ремонтом оборудования, снабжением запасными комплектующими.
- Собрать информацию по потребностям в комплектующих для стратегически важных областей промышленности (с помощью опросных листов для каждого направления промышленности).
- Посредством комиссий провести экспертный анализ полученной информации и определить наиболее важные типы оборудования, которые требуют первостепенного обслуживания.
- Составить перечень расходных, запасных деталей и узлов, которые применяются при ремонте и обслуживании типового оборудования для каждой предметной области.
- При участии специалистов по обратному проектированию похожего оборудования, определить детали и узлы, имеющие уникальные технологические решения или конструкционные материалы малораспространенные в машиностроительной области России.
- Разработать правила (стандарты) по эффективному сбору информации при обратном проектировании об целевом изделии исходя из таких условий как: область применяемого оборудования, условия эксплуатации, места установки изделия, функции изделия.
- Разработать правила (стандарты) по обработке полученной исходной информации с последующей разработкой конструкторской документации для изготовления опытных образцов и проведения испытаний.
- Создать орган по сертификации организаций, занимающихся обратным проектированием. Разработать соответствующие регламенты (стандарты) для сертификации организаций.
- Сформировать технические задания для поиска решений, реализации новых технологических операций и процессов.
- Открыть гранты на реализацию проектов связанных с разработкой новых технологических процессов и материалов (разработка новых конструкционных материалов, покрытий, изделий из биметаллов, технологий упрочнений и т.д.).
- Создать испытательные лаборатории, разработать методики испытаний для отработки технических решений и типовых ремонтных комплектующих спроектированных методом обратного проектирования. Сформировать комиссии для приемки работ для конкретных областей промышленности.
- Создать единый реестр чертежей, прошедших испытания комплектующих, который будет постоянно пополняться новой конструкторской документацией. Также централизованно будут вноситься изменения в конструкторскую документацию исходя из опыта эксплуатации тех или иных комплектующих.
- Создать специальную саморегулирующую организацию, куда войдут все предприятия использующие иностранное оборудование (для каждой области промышленности своя организация) и участвующие в программе импортозамещения с использованием инструментов по обратному проектированию.
- Создать «горячую линию» по вопросам эксплуатации новых комплектующих.
- Сформировать реестр заводов-изготовителей, сертифицированных для изготовления комплектующих по утвержденной конструкторской и технологической документации.
Реверс-инжиниринг – помощник в импортозамещении
Импортировать запчасти, комплектующие и оборудование сегодня очень сложно из-за санкций. От этого страдают промышленность, машиностроение, станкостроение, электронное производство. Простой и быстрый вариант решения проблемы – поиск продукции на альтернативных рынках. Но это порождает новую зависимость от этих самых рынков. Параллельный импорт не решает ситуацию, поскольку не гарантирует нужных объемов и бесперебойных поставок.
Стабильная альтернатива – самостоятельная разработка и производство с помощью реверс-инжиниринга (обратного проектирования). За основу обратного проектирования берется физический объект, например, вышедшая из строя деталь. Инженеры изучают ее, проводят исследования, замеры, анализы. В результате они разрабатывают конструкторскую документацию, по которой налаживается серийное производство в масштабах страны.
Почему важен ГОСТ
Сейчас инженеры пользуются ГОСТ 2.103-2013 «Единая система конструкторской̆ документации. Стадии разработки». Но для реверс-инжиниринга он не подходит, а регламента на сам реверс-инжиниринг не существует. Это грозит тем, что каждая компания будет заниматься обратным проектированием так, как она это видит. Как ей̆ кажется. С разными допусками, с разным перечнем выходных данных…
Таким образом, на одну и ту же деталь можно получить разные чертежи и непонятно, какие из них будут наиболее соответствовать задаче. Поэтому необходимо создать ГОСТ, включив в него этапы проектирования и стадии разработки, а также четко прописать перечень выходных данных. Наличие ГОСТа значительно ускорит разработку необходимых отечественных деталей̆ взамен импортных.