От чего дрожали фашисты: творцы легендарного оружия Победы

Исход сражений в Великую Отечественную войну во многом зависел от ученых и инженеров, которые разрабатывали военную технику и новые технологии производства. Для преимущества над врагом нужно было не только создать эффективные боевые машины и средства поражения, но и сделать производство быстрым, экономичным и массовым.

Инженеры Великой Отечественной войны

В преддверии 80-летия Победы вспомним некоторые ключевые разработки и связанные с ними славные имена.

 «Катюши» и рациональное производство снарядов

Легендарные «Катюши» – реактивные миномёты БМ-13 – помогали наносить массированные и внезапные удары по фашистам, что приводило противника в ужас. За один залп «Катюша» выпускала шестнадцать 132-мм реактивных снарядов, а за час – до 160! По воспоминанием некоторых очевидцев, при упоминании прозвища БМ-13 многих пленных немцев передергивало от страха. «Катюши» – настоящее орудие победы в Великой Отечественной войне.

БМ-13 Катюша

В числе разработчиков этих машин значатся инженеры-конструкторы:

  • Андрей Григорьевич Костиков,
  • Борис Сергеевич Петропавловский,
  • Владимир Андреевич Артемьев,
  • Георгий Эрихович Лангемак,
  • Николай Иванович Тихомиров,
  • Юрий Александрович Победоносцев.

На заводе №73 в Свердловске (эвакуированный Гомельский завод им. Кирова) главный инженер-технолог Богдановский оптимизировал оптимизировали процесс изготовления корпусов снарядов для БМ-13. Он внедрил заготовки с уменьшенной толщиной стенок. Это снизило вес заготовки на 15%, сэкономило тысячи тонн стали и сократило время обработки детали на 44% (с 274 до 153 минут).

Инженеры победы БМ-13 Катюша

Танки Т-34 и автоматическая сварка брони

Средний танк Т-34 знает каждый школьник. В Великую Отечественную войну он стал самым массовым. При этом его основным преимуществом была не крепкая броня, не мощное вооружение и даже не скорость и маневренность, а технологичность и масштабность производства.

Танки Т-34

Главным конструктором танка Т-34 считается Михаил Ильич Кошкин – руководитель КБ Харьковского завода №183. С разработкой также связаны следующие имена:

  • Александр Александрович Морозов – заместитель Кошкина, возглавивший проект после его смерти в 1940 году.
  • Николай Алексеевич Кучеренко – ведущий инженер, занимавшийся ходовой частью.
  • Адольф Яковлевич Дик – первый руководитель проекта.

Массовости производства и прочности конструкции Т-34 во многом способствовало внедрение технологии скоростной автоматической сварки под флюсом, которую разработал советский учёный-механик и инженер Евгений Оскарович Патон. Данная технология в сочетании с поточно-конвейерной сборкой ускорила производство танков Т-34 в 5–6 раз.

Инженеры Победы танк Т-34

Для увеличения объемов выпуска танков на Уралмашзаводе освоили производство штампованной башни, которая была прочнее литой. Эта уникальная разработка конструкторов Вахрушева и Ксюнина, технологов-штамповщиков Бершадского и Морозевича.

Штурмовик Ил-2 и бронестекло Китайгородского

Самолеты-штурмовики Ил-2 стали настоящими летающими крепостями, которые в Великую Отечественную войну обеспечивали огневую мощь с неба. Они низвергали настоящий ад на противника, за что получили от немцев прозвище Schwarzer Tod (черная смерть). Данный боевой самолет стал самым массовым – было выпущено 36 тысяч штук.

Штурмовик Ил-2

Разработкой легендарного штурмовика Ил-2 руководил авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин, возглавлявший ОКБ-24. В его команду входили ведущие инженеры и конструкторы, такие как Михаил Львович Миль и Александр Яковлевич Березняк.

Но самолет Ил-2 не защищал бы так хорошо пилотов, если бы не «прозрачная броня» – многослойное бронестекло, которое выдерживало попадание пуль пулеметов калибров 7,62–7,92 мм. Оно было в 25 раз прочнее обычного стекла. Трудно даже представить, скольким пилотам оно сберегло жизнь. Разработчик этого материала – физикохимик и технолог Исаак Ильич Китайгородский.

Инженеры Победы Штурмовик Ил-2

Также стоит упомянуть ученого в области прикладной математики и механики Мстислава Всеволодовича Келдыша, который научился определять критическую скорость флаттера (вибраций крыльев). Его расчеты позволили усилить конструкцию штурмовиков Ил-2 и на 25% снизить аварийность.

Торпеда 53-39

Скоростная торпеда 53-39 – выдающиеся достижение советского морского оружия. Она отличалась высокой скоростью (34, 39 или 51 узел) и дальностью хода (10, 8 или 4 км в зависимости от режима скорости). Ее боеголовка весом 317 кг была серьезным аргументом в морском бою и могла повреждать борта даже крупных кораблей противника. За годы Великой Отечественной войны было выпущено около 3700 торпед этого типа, с помощью которых советские подводники поразили свыше 1000 вражеских надводных кораблей, судов и подводных лодок.

Поражение кораблей  торпедами

Скоростную торпеду 53-39 разработал коллектив инженеров-конструкторов, среди которых Дмитрий Андреевич Кокряков (кстати, единственный в СССР лауреат Ленинской, Сталинской и Государственной премий), В. Л. Орлов, Д. Н. Островский и другие.

Разработчик скоростной торпеды 53-39

Они ковали победу и строили надежное будущее

Советские инженеры в Великую Отечественную войну не только перестроили машиностроение под нужды фронта – они создали прочную базу для послевоенной промышленности. В годы войны они заложили в советскую инженерную школу принципы рациональности, экономичности, стремления к техническому лидерству. Все это позволило СССР в кратчайшие сроки восстановить разрушенное хозяйство, совершить рывок в освоении космоса, атомной энергии и вычислительной техники.

Рабочие на заводе ВОВ

Разработки инженеров Победы заложили «подушку безопасности» для потомков на много поколений вперед. Имена этих людей навсегда вписаны в историю. Их трудовой стал для нас примером беззаветной преданности своему делу и Родине. В честь 9 мая и 80-лентия Победы мы отдаем уважение их интеллектуальной мощи несокрушимости духа.

С уважением, команда «Комплекс КАД»

Инженеры компании «Комплекс КАД» усердно трудятся над созданием новых продуктов и укрепляют технологический суверенитет России. Размещайте заявки на конструкторские, технологические работы и реверс-инжиниринг:

Получить консультацию            Оставить заявку на проект  

Вконтакте
YouTube
Telegram
Dzen