ИНЖИНИРИНГОВЫЕ УСЛУГИ
В МАШИНОСТРОЕНИИ

Импортозамещение в нефтегазовой промышленности: от реверс-инжиниринга к технологическому суверенитету

Нефтегазовая отрасль – стратегическая для России. И проблема зависимости от импортного оборудования и комплектующих стоит особенно остро. Уход зарубежных поставщиков и санкционные ограничения создали прямые риски для стабильной работы предприятий. Ведь любой простой оборудования из-за отсутствия запчастей может привести к значительным убыткам.

Реверс-инжиниринг на НПЗ

И здесь выручает реверс-инжиниринг – проектирование и воссоздание дефицитных или недоступных запчастей на основе существующих образцов. Посмотрим, как он помогает на примере насосно-компрессорного оборудования. А также выясним, какие стратегические шаги необходимо предпринять для ускорения процесса импортозамещения.

Вызовы и риски для нефтегазовой отрасли

Зависимость от импортных технологий в нефтегазовом секторе остается высокой. Ведь ещё 10 лет назад доля импорта насосов и компрессоров, например, составляла около 80%. По некоторым позициям российские аналоги отсутствовали в принципе.

Поэтому сегодня на объектах переработки в нефтегазовой отрасли эксплуатируются тысячи насосов и компрессоров зарубежного производства, которые требуют регулярного технического обслуживания и замены деталей. Решение этой задачи — приоритет для всей отрасли.

Объект реверс-инжиниринга - шатун

В 2023 году для российского топливно-энергетического комплекса установили запрет на поставки оборудования из недружественных 48 стран. Это привело к ряду негативных последствий:

  • Начались перебои в поставках и увеличились сроки ожидания.
  • Значительно выросли цены на импортные запчасти и комплектующие.
  • Возникли сложности с проведением международных платежей.

Реверс-инжиниринг как оперативное решение

Обратное проектирование позволяет создавать аналоги импортных деталей, отталкиваясь от существующего образца. Последние несколько лет такой подход стал наиболее эффективным, поскольку позволяет стать независимым от зарубежных поставок. К тому же, он помогает развивать собственное производство в России.

Объект реверс-инжиниринга

Как правило, процесс реверс-инжиниринга деталей к насосно-компрессорному оборудованию включает:

  • 3D-сканирование и замеры деталей для получения точных геометрических параметров.
  • Химический анализ для определения состава материалов.
  • Анализ шероховатости и твердости рабочих поверхностей.
  • Разработку конструкторской документации на основе собранных данных.

Реверс-инжиниринг на НПЗ 3

Чтобы выполнить реверс-инжиниринг, конечно же не нужно дожидаться поломки оборудования. Ведь длительные прости приводят к большим убыткам. Исследовать нужные детали можно и у рабочего оборудования, например, во время периодического техобслуживания.

Практический опыт инженеров компании «Комплекс КАД» говорит, что для минимизации простоев оборудования необходимо обеспечить высокую скорость разборки и исследования деталей. В идеале — развернуть мобильную лабораторию непосредственно на производственной площадке.

Реверс-инжиниринг на НПЗ 2

Какие детали чаще всего подвергаются импортозамещению

  • Для компрессорного оборудования: головки и юбки поршней, клапаны и их седла, шатуны, роторные и статорные кольца, втулки.
  • Для насосного оборудования: корпуса насосов и клапанов, роторы с ведущими шестернями, шестерни, втулки, пружины.

Реверс-инжиниринг корпусов

Реверс-инжиниринг шатуна

Стратегия ускоренного импортозамещения: 5 шагов

Ускорить переход на отечественные комплектующие помогут следующие шаги:

1. Сделать реверс-инжиниринг стандартной практикой. Нужно разработать и внедрить ГОСТ по обратному инжинирингу, который унифицирует этапы проектирования и требования к результатам.

2. Создать единую базу чертежей. Централизованная база чертежей комплектующих и запчастей для массово используемого оборудования позволит избежать дублирования работ, сэкономить время и ресурсы. Она может также содержать информация о российских производственных площадках, способных изготовить данные детали.

Чертежи реверс-инжиниринг нефтегаз

3. Развивать локальные производства. Создание собственных производств, специализирующихся на точном машиностроении, — это вопрос технологического суверенитета и государственной безопасности. Это надежнее, чем зависеть от внешних поставщиков.

4. Налаживать сотрудничество с наукой. Для разработки аналогов сложных продуктов, которые невозможно воспроизвести только методами реверс-инжиниринга, нужно тесное сотрудничество конструкторских бюро с научными учреждениями.

5. Создавать инжиниринговые центры в каждом регионе. Они помогут предприятиям на местах внедрять результаты научных исследований в реальные проекты.

Газовый форум

Обучение кадров — залог успеха

Для массового внедрения реверс-инжиниринга необходимо обучать инженерные кадры на самих предприятиях. Многие компании терпят неудачи при попытках освоить обратное проектирование своими силами из-за отсутствия опыта.

Решением может стать практико-ориентированное обучение, например, на курсе «Реверс-инжиниринг в машиностроении: от 3D-сканирования до готового изделия». Инженеры компании «Комплекс КАД» выезжают на предприятие заказчика и делятся своим опытом. Такое обучение обратному инжинирингу можно проводить даже без отрыва от производства. Это позволяет сразу применять полученные навыки на реальных проектах.

Kurs po revers-inginiringu

Заключение

Чтобы не просто заместить импорт, а укрепить технологический суверенитет нефтегазовой отрасли, нужен комплексный подход. Такой подход должен включать стандартизацию процессов обратного инжиниринга, создание единой базы знаний и чертежей, развитие собственных производственных и научных компетенций,

Получить консультацию            Узнать стоимость своего проекта  

Вконтакте
YouTube
Telegram
Dzen